someoneblack (someoneblack) wrote,
someoneblack
someoneblack

Образуй!

Вчера была какая-то совсем адова смена: опоздали все, да еще и массовки внезапно 10 человек оказалось. Из них пятеро под крупняки... В общем, куча народу, трэш и угар, все как мы любим.
В перерывах между кадрами разговорились об институтах-университетах. Почти все шли чрезвычайно кривой дорогой к тому, чтобы заниматься любимым делом, а не оправдывать надежды родителей-учителей. Печально это, граждане.

После Бауманки - ГИТИС, например. Да так, что Бауманка еле-еле и ради катания на тазах, по сути, а ГИТИС - с отличием и предложениями от нескольких театров к концу учебы.
Из учителей и прочих переводчиков - во ВГИК. Таких много. Меня можно тоже в эту группу записывать.

Главная героиня всех переплюнула. Родители постановили: МГИМО! К МГИМО она готовилась люто-бешено. Поступила сама. Год отмучилась на какой-то международной экономике и... внезапно перебежала во все тот же ВГИК. На режфак. Родители в ужасе. После 4 месяцев режфака заболела так, что и со ВГИКом пришлось прощаться. Год восстанавливалась. Плюнула на всех и вся с их авторитетным мнением и пошла в Британку осваивать фотографию. Учится, работает, не бьет себя пяткой в грудь и не кричит, какой она великий фотограф, просто работает в удовольствие, делает свое дело, и делает неплохо. Родители успокоились вот только недавно. Как объяснить людям с постсоветскими травмами, что международные отношения и "престижный диплом" никому никуда не вперлись?

Я когда-то столкнулась с родительской верой в свое светлое будущее. Какое счастье, что мне тогда хватило безрассудства и упрямства, чтобы плюнуть на почти гарантированное поступление в Мечниковскую медакадемию! Какой я, нафиг, медик? Хотя цинизма мне, конечно, не занимать...

С высоты разменянного четвертого десятка лет я на себя тогдашнюю смотрю и думаю, что надо было вообще все по-другому делать. Забить на вышку в принципе и уйти в какое-нибудь ремесленное или ювелирное училище. Или в тот же ТХК. Маму жалко. Но я в любом случае прервала бы династию медиков. И она точно так же попереживала бы и успокоилась. Хотя нет, не так, сильнее переживала бы. Потому что у мамы на тот момент были предустановки человека из СССР: высшее образование-квартира-машина-семья-хорошая работа-пенсия. Потому что так все живут. И отказ от одного из этих пунктов ей тогда казался чем-то страшным и разрушающим основы мироздания.
В следующие несколько лет я эти пункты из своей жизни выкидывала один за другим. Переезд из собственного - хорошего, отремонтированного, в престижном районе города жилья в съемное (аааа, какая дивная была паника!), да еще и в другой город. Развод и млоденец челавека на руках. Уход со всех официальных работ с забором трудовой книжки. По советским меркам я кто? Пральна, лимита, разведенка с прицепом, тунеядка! Что мама по этому поводу чувствовала? Страшно, ага. А уж какую красивую историю бывший муж про меня рассказывал всем подряд! Я когда услышала, прям захотелось записать и экранизировать.) Кстати, по версии бывшего мужа два первых московских годя я работала проституткой.))
Это сейчас мама успокоилась совсем вообще, а с бывшим мужем и его женой мы дружим, и Нюха к ним на пару недель в год погостить ездит. А тогда была война.

Так вот, возвращаясь к нашим баранам. Зачем вот это в родительских головах сидит? Зачем навязывать взрослому ребенку свою модель светлого будущего? Кому сейчас нужна чешская стенка, ковры и хрустальная люстра в доме для полного счастья? Моей маме было трудно все это перерасти...
Я сужу с позиции дочери. Могу и с позиции матери, ок. Нам тоже недолго осталось до всей этой радости самоопределения.) Ребенок внезапно рисует так, что преподаватель уже берет ее работы на какие-то районные и городские конкурсы. Кто бы мог подумать год назад... Девочка решительно собиралась в ветеринары. Поэтому и школу мы искали с химико-биологическим направлением. Сейчас с ветеринарией успокоились. Но моя задача на момет наступления первого класса состояла в том, чтобы обеспечить возможность. Да, за 10 лет школы все поменяется. Но почему сразу не позаботиться на случай, если вдруг не поменяется? Рисует - ок. Я свою художку как вспомню, так вздрогну, поэтому не настаиваю на художественной школе, где все хоть немного, но из-под палки. Есть студия, пусть занимается там. Попрет - хорошо. Забросит - ну тоже неплохо, навык останется. Хотя сейчас мы уже говорим о работе художника-постановщика, потому что строить декорации - это круто, а вот сниматься в кино девочка не любит категорически.)

Мне никуда не вперлось ребенское высшее образование. Более того, если она захочет после школы просто отдохнуть - не вопрос. Мне очень хотелось, помнится. Для иной профессии несколько лет "выдержки" после школы требуется. Зато не придется играть в жизнь, будет время ее пожить по-настоящему. Британка, ремесленное училище, ВГИК, ветакадемия, частные уроки эмали или графики, да тот же бисер, в конце концов, вечное студенчество или карьера многодетной мамы и поное отсутствие образования - мое дело поддержать. Да, жрать успокоительные иногда.) Но не ломать, не заставлять "радовать родителей". Ей хватит ума определиться самостоятельно, и надеюсь, хватит, чтобы не влезть в какую-нибудь зависимость (вот этот вариант я пока не обдумывала, но мы сейчас рассматриваем относительно благополучную картину будущего). Нам хватит ресурсов, чтобы ребенку помогать. А против роли многовнучной бабки я вообще ни за что возражать не стану.))

Наверное, меня можно упрекнуть в излишней маааасковскости сейчас. Потому что мы тут с жиру бесимся, как известно, и детей толпами в МГУ/МГИМО сдаем, и вообще, тут можно не работать, а просто выйти на улицу и загрести себе денег лопатой столько, сколько требуется. А в городе В., например, без высшего образования попадешь в маляры. А с высшим - аж в юристы! Наверное, так и есть. Но что, блин, плохого в профессии маляра-то? Мы когда декорацию строили, поняли, что хрен ты без кучи навыков стену ровно покрасишь, и плевать на престиж специальности, маляру были готовы любые деньги отдать... Еще, наверное, у меня атрофировалась боязнь нестабильности на фоне нескольких лет весьма специфического фриланса. И нас - взрослых - двое с ребенком, мне некого ткнуть своим статусом матери-одиночки. Кстати, сейчас только подумала, что и не оформляла его. В мыслях не было. Да, мне легко говорить. Согласна. Но до этого "легко" ада было предостаточно. Посему имею право.

Это я сейчас не выступаю с броневичка против высшего образования, нет. Более того, считаю, что если человек сознательно пошел за образованием, в него можно и нужно вкладывать деньги, углублять, продолжать, постоянно что-то новое искать. Просто говорю, что до момента самоопределения с этим делом, а по сути, и со всей дальнейшей жизнью, человек имеет право быть собой, а не чьей-то там надеждой и отрадой.

P.S. Все вышесказанное - сугубо ИМХО, перепостам - решительное "нет".
Tags: изголовье
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 62 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →